Автор: Administrator   
27.04.2011 17:36

Ортопедическая стоматология

Термин «ор­топедия» был предложен в 1741 г. Н.Андри (Andry, 1658—1742), впервые назвавшим так специальность, кото­рая занимается изучением, профилактикой и лечением стойких деформаций человеческого тела. Этот термин, удачно определяющий сущность и объем деятельности дан­ной дисциплины, составлен из греческих слов: «ортос» (прямой, правильный, справедливый) и «пайдеуо» (воспи­тывать, образовывать, тренировать, выращивать).

В задачи ортопедии сначала входили профилактика и ус­транение искривлений скелета. Издавна внимание больных и врачей привлекали деформации конечностей и позвоноч­ника, с которыми было связано не только понижение трудо­способности, но и изменение психики больных.

Основатель научной ортопедии француз Н.Андри в 1741 г. напечатал труд «L'orthopedie», то есть «Ортопедия, или искусство предупреждать и исправлять деформации те­ла у детей».

Профилактика и лечение в ортопедии развивались по трем направлениям: функциональному, протезному и опе­ративному. Ортопедическая практика показала, что стойкие результаты обеспечиваются взаимовлиянием формы и функции (комбинированное, функциональное и хирурги­ческое лечение). Ортопедия обособилась в самостоятель­ную научную дисциплину в результате разработки специ­альных методов, как при исследованиях и диагностике, так и при лечении. Для лечения в ортопедии выработаны бес­кровные и оперативные методы. Целью их является восста­новление нормальной формы, статики и функции.

В области зубной системы и челюстно-лицевого скелета такие же задачи стоят перед ортопедической стоматологией. Таким образом, последняя является самостоятельной час­тью общей ортопедии и разделом общей стоматологии.

Ортопедическая стоматология, возникнув на базе зубно­го протезирования, прошла длинный и трудный путь разви­тия. При этом не только совершенствовались методы проте­зирования и расширялась область их применения, но и шла борьба с узким практицизмом. Вначале задачи зубного про­тезирования заключались в замещении уже имеющихся де­фектов зубных рядов. Процесс же образования дефектов и деформаций зубочелюстной системы по существу выпа­дал из поля зрения врача. Лишь со временем возникло про­филактическое направление, характерное для ортопедичес­кой стоматологии нашего времени.

Исходя из профилактических задач, ортопедическая сто­матология в настоящее время настойчиво занимается ис­следованием причин возникновения аномалий, дефектов, деформаций и нарушений функции органов зубочелюстной системы.

Поскольку не всегда известны причины, вызвавшие то или иное заболевание, важно начать изучение патологии на ее ранних стадиях и как можно раньше применить лечение, направленное на прекращение болезни. Такой метод иссле­дования различных заболеваний зубочелюстной системы позволяет предупредить появление тяжелых, запущенных деформаций.

Блестящие работы русских ученых (И.М.Сеченова, С.П.Боткина, И.П.Павлова, К.А.Быкова) оказали влияние не только на общую медицину, но и на ортопедическую сто­матологию. Это помогло отказаться от локалистических концепций, которые в свое время господствовали в зубном протезировании. В настоящее время ортопеды-стоматологи рассматривают организм в его единстве, а процессы, проте­кающие в полости рта, объясняются влиянием факторов как внешней, так и внутренней среды.

Челюстно-зубной аппарат представляет собой чрезвы­чайно сложную систему, которая повседневно в течение всей жизни человека нарушается целым рядом местных и общих болезненных процессов. Нередко она подверга­ется также и грубым травмам в бытовой и военной обста­новке. Все эти изменения и повреждения морфологической структуры жевательного аппарата влекут за собой наруше­ния его сложных функциональных отправлений.

История развития и научного роста общей ортопедии учит и ортопедов-стоматологов подходить с позиций ком­плексного лечения нарушений структуры, связанных с од­новременным изменением функций. Прежнее «протезное зубоврачевание» стало давно прой­денным этапом в стоматологии. Современная ортопедическая стоматология занимает соответствующее ее научным задачам положение и имеет четкие перспективы для дальнейшего рос­та и развития. Залогом этого служит то, что ортопедическая стоматология расширяет и углубляет как практические, так и теоретические аспекты во всех разделах специальности и на­ходится с ними в теснейшей связи. Учение о кариесе и его по­следствиях, учение об апикальных и маргинальных пародонтитах, стоматологическая профилактика, травматологический и реставрационный отделы хирургической стоматологии тес­но связаны с «ортопедической стоматологией».

Вся стоматология в целом представляет собой медицин­скую дисциплину, в которой научно-практические вопросы терапии, хирургии и ортопедии тесно связаны между собой. Поэтому представители каждого раздела стоматологии обя­заны быть знакомы с основами всей стоматологии как еди­ной дисциплины.

Ортопедическая стоматология опирается на достижения:

—                  фундаментальных наук, в частности физики и химии, и таких дисциплин, как материаловедение, сопротив­ление материалов, металлургия, высокомолекулярная химия, технология металлов, пластмасс, керамики. Важное значение имеет знание теории резанья, литья, штамповки, протяжки и ковки;

—                  общемедицинских наук: разработка теории диагноза, физиология и патологическая физиология организма, клинические проявления болезней и комплексный подход к лечению организма с одновременной разра­боткой мер профилактики;

—                  биологии с развивающимся постоянно разделом «Че­ловек и среда»;

—                  фармакологии и ее раздела «Фармакокинетика»;

—                  раздела медицинской науки — ортопедии — с ее осно­вами в лечении заболеваний костно-мышечной сис­темы организма человека.

Таким образом, в современном представлении ортопеди­ческая стоматология — это область клинической медицины, изучающая этиологию и патогенез болезней, аномалий, де­формаций и повреждений зубов, челюстей и других органов полости рта и челюстно-лицевой области, разрабатываю­щая методы их диагностики, лечения и профилактики.

Она состоит из общего и частного курсов.

Общий курс является пропедевтическим, то есть подго­товительным. Частный курс состоит из трех основных раз­делов: зубного протезирования, ортодонтии и челюстно-ли­цевой ортопедии.

Пропедевтический курс ортопедической стоматологии включает краткий анатомо-физиологический очерк жевательного аппарата, вопросы биомеханики, окклюзии и ар­тикуляции, общие и специальные методы исследования больного (диагностику), оценку полученных при этом при­знаков болезни (симптомотологию или семиотику), клини­ческое материаловедение, а также лабораторную технику (методику изготовления протезов и различных ортопедиче­ских аппаратов).

Зубное протезирование занимается диагностикой, кли­никой, профилактикой и устранением дефектов зубов и зубных рядов, возникших в результате какой-либо патоло­гии.

Ортодонтией называется раздел ортопедической стома­тологии, занимающийся изучением, предупреждением и лечением стойких аномалий и деформаций зубов, зубных рядов и прикуса.

Челюстно-лицевая ортопедия изучает диагностику, кли­нику, профилактику, вопросы протезирования, исправле­ния деформации челюстей и лица, возникших в результате травмы, заболеваний и различных операций.

Между перечисленными разделами ортопедической сто­матологии нет четкой границы. Однако важно, чтобы изуче­ние их шло в определенной последовательности, от просто­го к более сложному.

Обновлено 16.07.2011 13:17
 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

© 2011-2014 Хороший стоматологический портал. Все права защищены. При копировании текста ссылка на сайт обязательна.